Близится 76-я годовщина со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В январе в школах Курортного района проходят уроки мужества, встречи с ветеранами войны, жителями блокадного Ленинграда, учащиеся читают стихи о блокаде, исполняют песни военных лет. А в сестрорецкой 324-й школе оформлены стенды, посвященные этой памятной дате.
Как детям рассказать об этой героической и трагической эпохе? Как показать
ребятам то, что путь к Победе требовал длительной мобилизации всех
психологических и физических сил на грани и за гранью возможного? Как
объяснить ребятам, почему Ленинград выстоял?
На стендах дана краткая историческая справка, рассказывается о начале
блокады, страшной зиме 1941-1942 года, о прорыве блокады в январе 1943 года
и полном снятии блокады в январе 1944 года.
Педагоги нашей школы подобрали фотографии военных лет, воспоминания
свидетелей блокадных дней. Часть экспозиции рассказывает об участниках войны
- сестроречанах. Материалы были взяты из записей бесед с ветеранами, из книг
"Герои Сестрорецка", "Непокоренный рубеж". На выставке представлены стихи
жителя блокадного Ленинграда Татьяны Алексеевны Трубниковой, которая
ежегодно приходит на уроки мужества, рассказывает детям о пережитых тяжелых
днях блокады из личного опыта.
На стендах учащиеся узнают о том, как учились и работали дети и подростки в
блокадном Ленинграде.
Школьники могут увидеть такие фотографии как " Девочки-подростки Нина
Николаева и Валя Волкова на сборке автоматов ППД Сестрорецком
инструментальном заводе им. Воскова ", "10 сентября 1941 года. Школьник
Андрей Новиков дает сигнал воздушной тревоги" . Приведены отрывки из
дневника Лены Мухиной, из книги К.В. Ползиковой-Рубец «Они учились в
Ленинграде»
21 января 1942 года
В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если
кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Тот,
кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает:
— Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался.
Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не
тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет
отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!
Старшеклассники могут прочитать цитаты из книг Даниила Александровича
Гранина о войне и блокаде, отрывки из его речи в немецком Бундестаге в
январе 2014 года.Насколько трепетно писатель понимал и сочувствовал именно
самым беспомощным (детям, старикам, женщинам), волею судьбы оказавшимся в
самом центре трагических событий, говорят его слова: "Часто оказывалось, что
спасались те, кто спасал других — стоял в очередях, добывал дрова, ухаживал,
жертвовал коркой хлеба, кусочком сахара… Конечно, и спасатели умирали, но
поражало меня то, как им помогала душа не расчеловечиваться"
Отдельный раздел выставки рассказывает о музеях и памятниках, посвященных
блокаде Ленинграда. Здесь школьники могут ознакомиться с работой молодежного
патриотического клуба "Сестрорецкий рубеж", с трехмерной панорамой «Память
говорит. Дорога через войну.» - с масштабным интерактивным проектом в
общественном арт-пространстве «Севкабель Порт» на Васильевском острове, а
также с экспозицией государственного мемориального музея обороны и блокады
Ленинграда
На стендах можно прочитать бессмертные строки ленинградского поэта,
блокадника Юрия Воронова
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».
Мы знаем: клятвы говорить непросто.
И если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!